Искусственный интеллект и цифровое равенство: риски, возможности и новая реальность

Время чтения: 12 минут

Первый форум «Знание. Государство» прошёл в Воронеже в июне 2025 года. Его организовали Корпоративный университет Правительства Воронежской области, Правительство Воронежской области и Российское общество «Знание».

Форум стал значимым событием для города и области. Одной из главных тем обсуждения стало влияние искусственного интеллекта на общество, роль цифрового равенства в будущем и ключевые решения для устойчивого развития. Данная тема обсуждалась в формате дискуссионной площадки, инициаторами и модераторами которой выступали Калина Яркина и Алексей Несмеянов.

Искусственный интеллект сегодня — это не только про технологии, но и про социальную справедливость, адаптацию общества и новую логику образования.

Секция «ИИ и цифровое равенство», проведённая Калиной Яркиной и Алексеем Несмеяновым, задала новую планку глубины дискуссии.

В центре обсуждения — проблемы и возможности, которые несёт внедрение ИИ: от рисков профессионального выгорания и вытеснения до создания новых рабочих мест и увеличения продуктивности.

Цифровое равенство — главный вызов XXI века

Сегодня цифровое равенство — это не только вопрос технической инфраструктуры, доступа к интернету или оборудованию. Это, прежде всего, о том, насколько человек, команда или целый регион способны адаптироваться к ускоряющимся технологическим изменениям.

Как справедливо заметила Калина Яркина, «цифровое равенство — это постоянная синхронизация человеческого мышления с эволюцией ИИ. Тот, кто научился использовать нейросети, работает быстрее, глубже и масштабнее. Тот, кто игнорирует ИИ — рискует остаться на периферии рынка труда».

Именно поэтому российская Национальная стратегия развития искусственного интеллекта ставит задачу: к 2030 году 80% работников должны уверенно владеть навыками работы с ИИ, включая базовые принципы анализа данных, работу с отечественными платформами (GigaChat, Yandex GPT, RuGPT).

Подкаст по итогам форума

Государственная стратегия: курс до 2030 года

Одна из сильнейших сторон российской политики в области искусственного интеллекта — это чёткая и последовательная нормативная база. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта в РФ , принятая в 2019 году и обновлённая в 2025 году, задаёт конкретные ориентиры развития: от массового обучения кадров всех уровней до широкого внедрения отечественных платформ в систему управления, образования и экономики.

  • К 2030 году не менее 80% работников государственных и образовательных учреждений должны владеть базовыми навыками работы с ИИ.
  • Формирование сети региональных центров компетенций для обучения, обмена опытом и внедрения инноваций в субъектах РФ.
  • Масштабное внедрение национальных ИИ-решений — GigaChat, Yandex GPT, RuGPT, обладающих высоким уровнем кибербезопасности и адаптированных под задачи российского рынка.
  • Обеспечение безопасности данных, развитие технологий end-to-end шифрования и соответствие требованиям российского законодательства.
Согласно обновлённой Стратегии, ключевой вектор — не просто внедрение новых технологий, а формирование ИИ-культуры: осознанная цифровая грамотность, интеграция ИИ во все слои общества, стимулирование профессионального роста, поддержка инноваций на местах.

Регионы и цифровое равенство: кейсы и стратегии

Проблема цифрового разрыва между мегаполисами и малыми городами становится всё более острой. В крупнейших регионах России уже работают современные центры управления регионом (ЦУРы), которые с помощью ИИ анализируют обращения граждан, прогнозируют социальные риски, управляют инфраструктурными проектами и автоматизируют документооборот.

Однако во многих малых городах и сельских территориях внедрение искусственного интеллекта находится лишь на старте. Это не только замедляет развитие, но и усиливает внутреннюю миграцию: молодые специалисты уезжают туда, где технологии уже стали частью жизни.

Форум «Знание. Государство» предложил ряд практических решений для преодоления цифрового неравенства:

  • Создание локальных хабов цифровых компетенций — центров, где любой желающий может получить базовые знания о работе с ИИ, пройти обучение и получить консультацию.
  • Развитие программ наставничества — когда опытные специалисты помогают осваивать новые технологии тем, кто только начинает путь в цифровой сфере.
  • Организация сетевых образовательных проектов для разных возрастных групп — от школьников до взрослых, которые вынуждены переквалифицироваться.
Корпоративный Университет Правительства Воронежской области в партнерстве с Калиной Яркиной и Алексеем Несмеяновым уже проводит обучающую программу для государственных и муниципальных служащих по освоению базовых навыков работы с нейросетями. Что за год позволит повысить долю специалистов, использующих ИИ в повседневной практике до 35%.

Образование: индивидуальные траектории, soft skills и роль учителя

Искусственный интеллект меняет не только рынок труда, но и подходы к образованию. В новой реальности ценятся не столько знания сами по себе, сколько способность к их быстрой актуализации, творческому использованию, самостоятельному обучению на протяжении всей жизни.

Главная задача школы и педагога сегодня — не просто дать знания, а научить ученика адаптироваться к переменам, выстраивать индивидуальную траекторию развития, развивать критическое мышление, умение работать с большими данными, проектное мышление и soft skills, которые невозможно полностью автоматизировать.

В этой логике меняется роль учителя: педагог становится наставником, куратором, медиатором между традиционными знаниями и цифровыми инструментами.

  • Индивидуальные образовательные траектории — подбор предметов и методов обучения с учётом интересов, особенностей и целей каждого ученика.
  • Цифровые портфолио достижений и система менторства для постоянного отслеживания прогресса.
  • Введение новых дисциплин — основы ИИ, цифровой этики, безопасности данных.

Переподготовка педагогов становится неотъемлемой частью развития образования: тысячам учителей предстоит пройти программы цифровой грамотности и основы работы с ИИ-платформами. Ключевая цель — чтобы школа стала местом не страха перед будущим, а точкой опоры для успешной цифровой социализации.

Вызовы этики и доверия: как строить ответственное общество в партнерстве с ИИ

Стремительное распространение искусственного интеллекта, автоматизация принятия решений, появление «чёрных ящиков» и алгоритмов, которые могут влиять на жизни миллионов, остро ставят вопрос: как обеспечить этичность и справедливость технологий? Какие механизмы доверия и прозрачности нужны, чтобы общество принимало ИИ не как угрозу, а как шанс для развития?

Принципы Этического кодекса применения искусственного интеллекта становятся ориентиром для всех — от разработчиков и учёных до государственных служащих, преподавателей и пользователей. Только прозрачность, уважение к правам человека, защита данных и недопустимость дискриминации позволяют ИИ-технологиям стать двигателем прогресса, а не фактором риска.

Эксперты отмечают: важно формировать компетенции «цифровой этики» у всех участников процесса, от проектировщиков систем до конечных пользователей. Для этого проводятся форумы, спецкурсы, запускаются пилотные проекты по сертификации алгоритмов и их аудиту на предмет соблюдения этических принципов.

Госслужба и ИИ: новые компетенции и организационные модели

Внедрение ИИ на государственной службе требует не только технических инноваций, но и глубокой трансформации культуры управления, подходов к обучению, командообразованию и межведомственному взаимодействию.

Сегодня государственные и муниципальные органы создают цифровые департаменты, внедряют agile-методы, формируют проектные команды, где сотрудники разных ведомств совместно разрабатывают решения на стыке права, ИТ и управления. Одновременно растёт спрос на экспертов по этике ИИ, аналитиков данных, продуктовых менеджеров, координаторов образовательных программ.

В десятках регионов страны на уровне областных и краевых администраций уже внедряется ИИ для автоматизации обработки обращений граждан и построения прогнозных моделей. Это позволяет снижать среднее время отклика на запросы населения с 10 до 2 дней и повышать точность управленческих решений. Например, одним из лидеров по внедрению ИИ является ХМАО.

Государство становится центром развития новых управленческих моделей: данные и ИИ превращаются в ресурс, формирующий доверие общества, ускоряющий принятие решений и обеспечивающий эффективность.

Переходим от лопаты к экскаватору

Форум «Знание. Государство» в Воронеже стал площадкой для важнейшего диалога о будущем России в цифровую эпоху. Главное, что объединяет участников — понимание: искусственный интеллект не уничтожает смыслы, а требует новых подходов к образованию, этике, профессионализму, управлению и социальному партнёрству.

Ключевая задача каждого — не бояться перемен, а научиться взаимодействовать с ИИ на уровне новых компетенций, критического мышления и социальной ответственности. ИИ не заменит человека, но уже сейчас начинает замещать того, кто не умеет использовать цифровые инструменты и технологии себе во благо.

Переходя от «лопаты» к «экскаватору» — от старых методов работы к современным цифровым стратегиям — мы получаем не только технологический рывок, но и шанс построить общество, в котором достоинство, справедливость и партнерство между человеком и искусственным интеллектом становятся реальностью.

Обсудить возможности внедрения нейро-помощников
в ваши бизнес-процессы, обучения
топ-менеджеров и команд
или узнать, какие инструменты на базе ИИ сейчас наиболее актуальны для вашей компании, просто напишите нам в Телеграм, чтобы задать все важные для вас вопросы
Авторы статьи
  • Калина Яркина
    Бизнес-аналитик, маркетолог стратег, эксперт по нейросетям для бизнеса
  • Алексей Несмеянов
    Эксперт по разработке и внедрению нейро-помощников в бизнес-процессы. Архитектор ИИ-агентов.
  • AI Вера
    Виртуальный ассистент команды МКЦ "Яркина Школа"
    по созданию AI-SEO контента