Стратегические планы внедрения ИИ
в государственном секторе РФ.
Правовое регулирование использования ИИ

Нормативно-правовая база использования ИИ
Аналитические данные от 15.06.2025
Федеральные законы и стратегии
К ключевым актам относится Федеральный закон №123-ФЗ от 24.04.2020 г. «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования… в городе федерального значения Москва».

Он запустил пятилетний эксперимент (2020–2025) по внедрению ИИ-технологий в Москве с особым правовым режимом, временно ослабляющим отдельные нормы для развития ИИ.

В этом законе дано первое законодательное определение искусственного интеллекта как «комплекса технологических решений, позволяющих имитировать когнитивные функции человека… и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека».

Закон №123-ФЗ также внес изменения в Закон «О персональных данных», разрешив обработку данных (в т.ч. биометрических) в рамках эксперимента при обеспечении их обезличивания.

Кроме того, принят Федеральный закон №258-ФЗ от 31.07.2020г. "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", создающий общую нормативную основу для «регуляторных песочниц» по новым технологиям, включая ИИ.
Главным стратегическим документом является
Национальная стратегия развития искусственного интеллекта до 2030 года, утверждённая Указом Президента РФ №490 от 10.10.2019г. . Стратегия определяет приоритеты ускоренного развития ИИ и обязует органы власти учитывать её положения при разработке отраслевых стратегий и госпрограмм .

Указ №490 (в ред. Указа №124 от 15.02.2024) поручает Правительству интегрировать федеральный проект «Искусственный интеллект» в нацпроект «Экономика данных» и ежегодно отчитываться о выполнении стратегии .

Также рекомендовано органам власти субъектов РФ и муниципалитетам руководствоваться Национальной стратегией ИИ при реализации своих программ цифровой трансформации.
Указы Президента РФ
Помимо Указа № 490, других прямых указов, посвящённых ИИ в госсекторе, на данный момент нет, однако Президент регулярно даёт поручения по развитию ИИ. В частности, по поручению Президента создан Альянс в сфере искусственного интеллекта и учреждена ежегодная национальная премия «Лидеры ИИ» для поощрения лучших проектов в регионах . Эти инициативы стимулируют развитие этических норм и обмен опытом в области ИИ.
Постановления Правительства РФ
Правительство издало ряд постановлений, прямо направленных на поддержку внедрения ИИ
  • Постановление Правительства №456 от 27.03.2021 г. утвердило правила предоставления грантов для малых предприятий разработчиков ИИ в целях достижения результата федерального проекта "Искусственный интеллект" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". На грантовую поддержку из федерального бюджета выделяются средства (например, в 2023 г. – 821 млн руб.) для малых компаний, разрабатывающих продукты и сервисы на основе ИИ. По данным национального портала в сфере искусственного интеллекта, за период с 2021 по 2024 год было поддержано 549 ИИ-проектов, в том числе 58 разработчиков открытых библиотек и 316 проектов для участия в акселерационной программе. Поддержка осуществлялась в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации»

  • Постановление Правительства №1120 от 05.07.2021 г. утвердило правила субсидирования АНО «Аналитический центр при Правительстве РФ» для создания исследовательских центров в сфере ИИ. Субсидии направлены на поддержку как минимум 6 центров, в том числе по направлениям «сильный ИИ», «доверенный ИИ» и этические аспекты применения ИИ . Это способствует научным исследованиям и решению этических проблем ИИ.

Распоряжения Правительства и концептуальные документы
Правительство РФ утвердило Концепцию регулирования ИИ:
  • Распоряжением Правительства № 2129-р от 19.08.2020 г. утверждена «Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 г.» . Она наметила подходы к обновлению законодательства для устранения правовых барьеров внедрения ИИ.


Итого на 15 июня 2025 года в РФ действует комплекс нормативных актов, стимулирующих развитие ИИ в госсекторе: от экспериментальных правовых режимов и финансовой поддержки разработчиков до национальной стратегии и специализированных институтов (Аналитический центр и НЦРИИ) . Все эти акты обеспечивают правовые условия и организационную инфраструктуру для внедрения ИИ в деятельность государственных органов.
Акты, вступающие в силу после 15 июня 2025 года
Изменения в закон об эксперименте по созданию необходимых условий для разработки и внедрения технологий на базе ИИ в Москве
Федеральным законом № 233-ФЗ от 08.08.2024 г. продлено и расширено действие эксперимента, начатого законом № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования… в городе федерального значения Москва». Новая редакция (вступает в силу с 1 сентября 2025 года) изменяет наименование и, вероятно, продлевает срок эксперимента сверх первоначальных 5 лет . Это позволит продолжить отработку нормативных подходов к ИИ в Москве (возможно, вплоть до 2029– 2030 г.), а также учесть накопленный опыт для масштабирования на другие регионы.
Концепция регулирования ИИ до 2030 года
Минцифры РФ к середине 2025 г. практически завершило разработку новой концепции регулирования ИИ на период до 2030 г. . Ожидается, что она будет утверждена правительственным распоряжением во второй половине 2025 г. В новой концепции особое внимание уделяется этике и контролю человека над ИИ-системами , что отражает актуальные вызовы (генеративные модели, автономные решения). После утверждения концепция станет важным ориентиром для обновления законодательства об ИИ на ближайшие годы.
Национальный проект «Экономика данных» 2025–2030
С 2025 года начнется реализация нацпроекта «Формирование экономики данных», который придёт на смену программе «Цифровая экономика». В его рамках федеральный проект «Искусственный интеллект» продлён до 2030 г. и курируется Минцифры РФ. Все обновлённые целевые показатели и финансирование на 2025–2030 гг. вступают в силу с утверждением паспорта данного нацпроекта (ожидалось к концу 2024г.). Таким образом, начиная с 2025 г. правовое поле развития ИИ интегрируется в новую структуру нацпроектов.
Стандарты и требования к «доверенному ИИ»
  • К концу 2024г. на утверждении находились первые нормативные требования ФСТЭК к доверенному ИИ, которые начнут внедряться в 2025г. Эти требования установят критерии безопасности для систем ИИ (особенно используемых в критичной инфраструктуре (ККИ) и госорганах).
  • Также в 2024г. Росстандарт утвердил новые ГОСТы в области ИИ (например, ГОСТ Р ИСО/МЭК 42001-2024 – требования к системе менеджмента ИИ), вступающие в силу с 2025 года. Эти стандарты станут обязательными для госсектора на основе законодательства о стандартизации, обеспечивая единые правила создания и внедрения ИИ-систем.

Следует отметить, что отдельного федерального закона об ИИ (общего применения), на момент написания статьи нет, но в перспективе после 2025 г. возможна разработка такого законопроекта.


Таким образом, во второй половине 2025 г. вступят в силу важные акты, расширяющие экспериментальные правовые режимы и формирующие новую нормативную основу (концепция регулирования, стандарты, требования безопасности) для масштабного внедрения ИИ в государственном управлении РФ.

Безопасное и этичное использование ИИ в госсекторе
Развитие ИИ в государственном управлении сопровождается принятием специальных мер, гарантирующих безопасность, этичность и законность применения этих технологий. К 2025 году сформировались следующие правила и рекомендации для безопасного использования ИИ в госсекторе:
Соблюдение законодательства о данных и приватности
Все ИИ-проекты органов власти должны соответствовать требованиям закона о персональных данных (152-ФЗ). Это означает обязательное получение согласия граждан или правовое основание при обработке персональных данных с помощью ИИ, особенно биометрических данных (фото, видео) в системах распознавания лиц.

Экспериментальный закон 123-ФЗ для Москвы временно ослабил некоторые ограничения, позволив использовать обезличенные данные граждан без отдельного согласия в рамках эксперимента.

Однако по его завершении такие проекты потребуют либо продления особого режима, либо общей корректировки законодательства. Роскомнадзор совместно с Минцифры готовит рекомендации по обезличиванию больших данных для нужд ИИ, чтобы обезопасить конфиденциальность граждан.

Таким образом, защита персональных данных – краеугольный камень безопасного внедрения ИИ: все госалгоритмы проходят юридическую экспертизу на соответствие требованиям 152-ФЗ и связанных актов (включая новые правила обработки биометрии, вводимые с 2022–2023 гг.).
Этические принципы и кодексы
В России принят Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта (2021 г.), выработанный Альянсом в сфере искусственного интеллекта совместно с Аналитическим центром и Минэкономразвития.

Этот Кодекс устанавливает базовые принципы: прозрачность, безопасность, ответственность, конфиденциальность и непричинение вреда при использовании ИИ. К Кодексу присоединились крупнейшие ИТ-компании и ряд государственных организаций. Например, Роспатент. Хотя он носит добровольный характер, его нормы учитываются при разработке государственных систем. В частности, принцип человекоцентричности – сохранение за человеком конечной ответственности за решения ИИ – закреплён в концепции регулирования ИИ до 2030 г.

На региональном уровне некоторые власти создают собственные органы по этике: так, в ХМАО-Югре в 2024 г. создана первая региональная Комиссия по этике в сфере ИИ для оценки проектов на соответствие морально-этическим нормам.

Федеральное правительство планирует в перспективе учредить Национальный совет по этике ИИ при НЦРИИ (Национальный Центр Развития ИИ), который будет разрабатывать методические указания для ведомств.

Пока же Минцифры и Аналитический центр издали ряд методических рекомендаций: например, рекомендацию привлекать независимых экспертов-этиков при развертывании чувствительных ИИ-систем (в здравоохранении, образовании), проводить оценку социального влияния алгоритмов перед их запуском и др. Эти рекомендации основаны на лучших мировых практиках и положениях Кодекса этики ИИ
Стандартизация и требования к ИИ-системам
Для обеспечения качества и безопасности разработаны национальные стандарты (ГОСТы).

В частности, действует ГОСТ Р 59050-2020, устанавливающий роли и процедуры комитетов по этике в организациях. Он рекомендует создавать при органах власти этические комиссии (включая независимых специалистов), оценивающие проекты ИИ на этические риски.

Также введен ГОСТ Р 59921.6-2021 – требования к эксплуатации ИИ-систем в клинической медицине (включая надежность и безопасность).

В 2024 г. Росстандарт принял серию стандартов, гармонизированных с международными ISO/IEC: ГОСТ Р 71476-2024 ИCО/МЭК 22989-2024 (терминология и концепции ИИ) и ГОСТ Р ИCО/МЭК 42001-2024 (требования к системе менеджмента ИИ). Эти стандарты вводят понятия уровней доверия к ИИ-системам и процессы управления рисками. Так, в российской практике безопасности уже используются 6 уровней доверия (от A до F) для ИТ-систем. Теперь аналогичный подход планируется к ИИ: уровень доверия будет определять глубину проверки алгоритма и мер защиты.

ФСТЭК России готовит ведомственные требования по «доверенному искусственному интеллекту», которые затем войдут в обязательные нормы. Предполагается, что на первом этапе (с 2025 г.) эти требования коснутся критических сфер. Например, ИИ в обороне, безопасности, финансах. А затем распространится и на гражданские госфункции.

В целом, стандарты и техрегулирование создают «сети безопасности» вокруг ИИ-проектов, задавая единые правила разработки и эксплуатации.
Контроль и аудит алгоритмов
Безопасное применение ИИ предполагает механизмы регулярного контроля алгоритмов после внедрения. Правительством внедряется практика «алгоритмических песочниц» – перед развёртыванием в реальной деятельности новые ИИ-решения тестируются в ограниченной среде, а результаты оцениваются профильными экспертами.

Кроме того, программы ведомств всё чаще включают пункт об аудите решений с ИИ. Например, Премьер-министр РФ Михаил Мишустин, в 2023 году поручил Минэку и Минтруду ежегодно анализировать риски, связанные с внедрением технологий ИИ на предмет устаревания данных или появления систематических ошибок в отраслях экономики и социальной сферы, в т.ч. на рынке труда .

Особый аспект – кибербезопасность ИИ-систем. Консорциум при Минцифры (НТЦ цифровой криптографии, ИСП РАН и др.) занимается исследованием уязвимостей ИИ и методов защиты от атак. Их наработки (например, рекомендации по защите от атак на обучающие данные, по предотвращению выдачи нежелательных результатов) будут транслированы в госстандарты и практические руководства для всех ведомств.

В итоге каждое ведомство, внедряющее ИИ, должно обеспечить: защиту своих моделей от несанкционированного вмешательства, регулярное обновление данных для обучения, мониторинг качества работы алгоритма в режиме реального времени и возможность ручного вмешательства, если ИИ дал сбой или неверный результат.
Прозрачность и ответственность
Этические и правовые принципы требуют, чтобы граждане были информированы об использовании ИИ при оказании им государственных услуг.

В проектах внедрения особый акцент делается на прозрачности алгоритмов. В практике Мосгордумы, например, обсуждался вопрос обязательного уведомления граждан, если решение (отказ, разрешение и т.д.) принято с участием алгоритма.

Пока такой нормы нет, но ряд ведомств добровольно раскрывают информацию:
  • в чат-ботах госуслуг указывается, что отвечает автоматизированная система;
  • в решениях по камерам фиксации правонарушений сообщается о применении средств ИИ.
Также закрепляется персональная ответственность должностных лиц за результаты работы ИИ. Согласно принципу, отраженному в этическом кодексе, никакая система ИИ не должна быть полностью автономна в правовом смысле. Всегда имеется ответственный сотрудник или подразделение, которое контролирует и несет ответственность за действия ИИ-системы.

Это важно для сохранения доверия граждан. Например, если алгоритм допустил ошибку при начислении выплаты, ведомство обязано эту ошибку исправить и извиниться, как было бы и без ИИ.
Резюмируем первую часть статьи ...
развитие, риски, безопасность, дефицит кадров для работы с ИИ
Государство выстраивает комплексную систему безопасного использования ИИ, включающую: правовые гарантии (соблюдение законов о данных), этические рамки (кодексы, комиссии), технические стандарты (ГОСТы, уровни доверия), организационные меры (аудит, ответственность). Такой подход призван обеспечить баланс: не тормозить прогресс ИИ, но и минимизировать риски – технологические, этические, социальные . Показательно, что уже сейчас 62% регионов отмечают дефицит квалифицированных ИИ-специалистов, то есть работа только начинается.
В ответ на эти вызовы:
Всё это в целом дает позитивный прогноз на неизбежное проникновения технологий на базе ИИ во все сферы экономики, в т.ч. на всех уровнях государственного управления.
Государство выстраивает комплексную систему безопасного использования ИИ, включающую: правовые гарантии (соблюдение законов о данных), этические рамки (кодексы, комиссии), технические стандарты (ГОСТы, уровни доверия), организационные меры (аудит, ответственность). Такой подход призван обеспечить баланс: не тормозить прогресс ИИ, но и минимизировать риски – технологические, этические, социальные . Показательно, что уже сейчас 62% регионов отмечают дефицит квалифицированных ИИ-специалистов, то есть работа только начинается.
В ответ на эти вызовы:
Всё это в целом дает позитивный прогноз на неизбежное проникновения технологий на базе ИИ во все сферы экономики, в т.ч. на всех уровнях государственного управления.
Стратегические планы и целевые ориентиры
развития ИИ в госсекторе
Национальная стратегия ИИ до 2030 и национальные цели
Стратегические ориентиры заданы Национальной стратегией развития ИИ до 2030 г. В соответствии с ней Россия стремится войти в число мировых лидеров по разработке и применению ИИ, массово внедрить ИИ-системы в экономику и государственное управление. Стратегия нацелена на рост доступности данных и вычислительных ресурсов, развитие исследований и кадрового потенциала, а также на достижение национальных целей развития (цифровая трансформация, повышение производительности и качества госуслуг). Для выполнения Стратегии установлены конкретные показатели в федеральных проектах и программах: ежегодно Правительство отчитывается Президенту о прогрессе , а органы власти должны включать мероприятия по ИИ в свои отраслевые стратегии .
Федеральный проект «Искусственный интеллект»
Этот проект – основной инструмент достижения целей стратегии. В 2019–2024 гг. он входил в нацпрограмму «Цифровая экономика», а с 2025 г. продолжится в рамках нацпроекта «Экономика данных». Проект предусматривает государственные инвестиции и KPI по развитию ИИ.
Приоритетные проекты цифровизации и KPI
Правительство РФ определило внедрение ИИ в государственное управление как один из приоритетных проектов цифровой трансформации. В марте 2025г. первым вице-премьером Д.Григоренко утвержден перечень приоритетных проектов цифровизации, куда вошел и проект по масштабному внедрению ИИ. Были сформированы ключевые показатели эффективности (KPI) для мониторинга этих проектов.

С 2025 года внедряется новая система управления цифровой трансформацией: для каждой задачи определяются измеримые показатели, а результаты отслеживаются в режиме онлайн.

В случае с внедрением ИИ это означает, что, например, будет отслеживаться доля госуслуг с элементами ИИ, экономический эффект от их применения, степень удовлетворенности граждан и т.п.

Такая проектная методология должна обеспечить достижение практических результатов и контроль сроков внедрения технологий ИИ в органах власти.
Дорожные карты и госпрограммы
Разработана подробная дорожная карта развития ИИ технологий до 2030 года (утверждена в декабре 2022 г.), которая выделяет 5 приоритетных направлений:
  • перспективные методы ИИ;
  • обработка естественного языка;
  • распознавание и синтез речи;
  • компьютерное зрение;
  • интеллектуальная поддержка принятия решений.
По этой «дорожной карте» в ближайшие годы ожидается прорыв в генеративных моделях и их применении в госсекторе. Стратегические документы смежных сфер – Госпрограмма «Цифровая экономика», нацпроект «Цифровое государственное управление» – также содержат цели по использованию ИИ для оптимизации госуслуг. Например, стратегическое направление цифровой трансформации госуправления (2021 г.) предусматривает внедрение сервисов искусственного интеллекта в работу органов власти и МФЦ.

Многие федеральные ведомства разработали собственные дорожные карты цифровой трансформации на 2024–2025 гг., в которых одним из пунктов является внедрение технологий ИИ (чат-ботов для консультаций, систем аналитики больших данных для принятия решений, машинного перевода документов и т.д.).
Кадровые инициативы и наука
Перспективы развития ИИ в госсекторе связаны и с наращиванием кадрового потенциала. К 2030 г. планируется многократно увеличить число специалистов по данным и ИИ для госслужбы (в т.ч. через программы «Цифровые кафедры», создание учебных центров ИИ в регионах, как, например, в Липецкой области открыт Колледж искусственного интеллекта в машиностроительной области).

Перспективы развития ИИ в госсекторе РФ определяются национальной стратегией и федеральным проектом с горизонтом до 2030 г., подкреплены финансированием и измеримыми целями. В ближайшие годы ожидается переход от пилотных внедрений к повсеместному использованию ИИ в работе госорганов, с особым акцентом на генеративные технологии, аналитические системы и сервисы для граждан.


К 2030 г. государство рассчитывает получить измеримый эффект – повышение эффективности управления и качества услуг за счет ИИ, при обеспечении технологического суверенитета России в сфере искусственного интеллекта

Что уже есть на текущий момент:
реализованные проекты и инициативы
Несмотря на относительно недавнее формирование нормативной базы, к 2025 году в российском госсекторе уже реализован ряд проектов по внедрению ИИ на разли
Электронные государственные услуги и чат-боты
Многие ведомства внедрили виртуальных помощников на основе ИИ для консультаций граждан. Например, на портале госуслуг функционируют чат-боты, отвечающие на типовые вопросы, в МФЦ (центрах «Мои документы») тестируются голосовые ассистенты для навигации по услугам. В результате растет оперативность обработки обращений граждан.

По оценкам Минцифры, к 2024 г. более 30 регионов задействовали AI-чат-ботов в контакт-центрах госуслуг. В частности, Тюменская область развернула Единый контакт-центр с элементами ИИ, который помогает распределять обращения и обрабатывать типовые запросы автоматически. Это снижает нагрузку на операторов и ускоряет предоставление информации населению.
ИИ в анализе данных и принятии решений
Органы власти начинают применять технологии больших данных и машинного обучения для аналитики и контроля. Например, ФНС России использует алгоритмы ИИ для выявления аномалий в налоговых декларациях и предиктивного анализа рисков уклонения. Счетная палата РФ экспериментирует с ИИ для анализа бюджетных данных и выявления неэффективных расходов. В силовых структурах тестируются решения на базе ИИ для планирования ресурсов и поддержки принятия решений.

Эти проекты пока всё ещё носят пилотный характер, но уже показали реальную пользу: автоматизированный анализ больших массивов данных позволяет обнаруживать проблемы быстрее и точнее, чем традиционные методы.
Здравоохранение и социальная сфера
В рамках нацпроекта "Здравоохранение" (который завершился в конце 2024 г), а с 2025 года в рамках нацпроекта "Новые технологии сбережения здоровья", в десятках регионов внедрены ИИ-системы распознавания медицинских изображений. Такие решения на базе ИИ помогают врачам ставить диагнозы по рентгеновским снимкам и КТ (например, для раннего выявления онкологических заболеваний или туберкулёза). В нескольких субъектах (Москва, Московская обл., Тюменская обл. и др.) алгоритмы уже обработали сотни тысяч снимков, значительно сократив время описания и повысив точность диагностики.

Например, Тюменская область разработала модуль поддержки принятия врачебных решений для оценки рисков сердечно-сосудистых осложнений. Модуль показал высокую эффективность. По сравнению с 2019 годом на 97,6% сократилось число пациентов с очень высоким и высоким рисками сердечно-сосудистых осложнений, не состоящих на диспансерном учёте, на 9% уменьшился уровень риска сердечно-сосудистых осложнений, на 15% увеличилась диспансерная группа наблюдения. По сравнению с 2021 годом на 6,1% снизилась смертность от болезней системы кровообращения.

 Планируется, что данная разработка будет внедрена и в других регионах.
Безопасный город и общественная безопасность
Во многих городах запущены элементы систем «Умный (безопасный) город» с применением компьютерного зрения. Пример – Москва, где еще с 2019 г. функционирует крупнейшая в мире сеть камер видеонаблюдения с системой распознавания лиц на основе ИИ для обеспечения правопорядка. Это помогло значительно повысить раскрываемость преступлений и розыск преступников. В Москве и ряде других городов (Казань, Сочи) используются ИИ алгоритмы для управления дорожным движением: умные светофоры и анализ трафика в реальном времени позволяют оптимизировать транспортные потоки.

И снова Липецкая область в числе первых. Там уже внедрили ИИ-проекты в сфере общественной безопасности. Например, системы видеоаналитики для выявления правонарушений. И это не все проекты на базе ИИ, которые активно запускают липчане.

Совокупно, по стране в 2025 г. насчитываются десятки пилотных зон «умного города», где алгоритмы обрабатывают данные с датчиков и камер для быстрого реагирования на инциденты.
Управление городским хозяйством и имущественные отношения
Ряд регионов применяют ИИ для управления инфраструктурой. Например, Нижегородская область тестировала использование нейросетей для мониторинга состояния дорог (автоматический анализ фото на наличие ям) и для обнаружения несанкционированных свалок по спутниковым снимкам.

И неоднократно упоминаемая нами Липецкая область в т.ч. реализовала ИИ-проекты в имущественно-земельном комплексе. Алгоритмы помогают выявлять неучтенные объекты недвижимости и оптимизировать управление земельными ресурсами. Такие системы улучшают сбор доходов (налогов, аренды) и прозрачность имущественных отношений.
Образование и кадры
На федеральном уровне запущены инициативы по использованию ИИ в образовании (адаптивные обучающие системы, персонализированные рекомендации учащимся и т.д.). В ряде регионов (например, Татарстан, Москва) действуют системы анализа успеваемости на базе больших данных, позволяющие выявлять отстающих учащихся и формировать меры поддержки.

Создаются центры компетенций и обучения ИИ. Помимо упомянутого выше Колледжа ИИ в машиностроительной области в Липецке, подобные структуры есть в Москве (Академия искусственного интеллекта на базе МФТИ). Они, в том числе, готовят кадры для госуправления, владеющие технологиями ИИ.

В целом, к 2025 году технологии на базе ИИ уже начали внедрять около 13% региональных органов исполнительной власти. Еще ~32% региональных органов власти планируют первые проекты ИИ в ближайшем будущем. При этом, 44% практикующих организаций оценивают полученный эффект как существенный (например, экономия времени сотрудников, улучшение качества услуг).


Вместе с тем, распределение проектов по стране неравномерно – основная масса продвинутых кейсов сосредоточена в технологически развитых регионах (Москва, Татарстан, Петербург и др.), тогда как в ряде субъектов внедрение только на подходе.

Планируемые проекты и инициативы
(что будет сделано)
Исходя из стратегических планов и текущих тенденций, в ближайшие годы органы власти РФ запланировали ряд инициатив по расширению применения ИИ
Масштабное внедрение генеративного ИИ
С 2025 года ожидается переход к широкому использованию генеративных моделей (нейросетей нового поколения) в государственном управлении. Правительство планирует апробировать большие языковые модели для автоматизации рутинных задач: подготовка черновиков документов, аналитические справки, перевод нормативных текстов, ответы на типовые запросы граждан. В конце 2024 г. обсуждались пилотные проекты по применению отечественных GPT-подобных моделей для помощи чиновникам.

Также рассматривается использование генеративного ИИ в дизайне государственных услуг (например, персонализация сервисов на портале Госуслуг под конкретного пользователя). Эти планы подкреплены тем, что в 2025 г. ИИ включён в перечень приоритетных проектов цифровизации с установленными ключевыми показателями эффективности (КПЭ), а значит, будет централизованно координироваться и финансироваться.
Тиражирование успешных региональных решений
Минцифры и НЦРИИ (Национальный Центр Развития Искусственного Интеллекта) формируют реестр типовых ИИ-решений для госорганов, чтобы лучшие практики из регионов распространились на всю страну. В 2024 г. на основе опыта ХМАО–Югры (система мониторинга лесов с ИИ) принято решение передать эту технологию другим регионам для отслеживания состояния лесного фонда и экологии.

Планируется, что к 2025–2026 гг. не менее 10 регионов внедрят тиражированные решения ИИ в здравоохранении, экологии или ЖКХ. Кроме того, по линии проекта «Цифровой регион» лучшие практики (например, липецкие решения по безопасности и услугам, башкирские проекты по сельскому хозяйству с ИИ и др.) будут рекомендованы к применению повсеместно.
Новые отраслевые проекты
На федеральном уровне готовятся крупные ИИ-проекты в отдельных отраслях. Инициативы находятся на этапе планирования и пилотов. Ожидается, что в 2025–2027 гг. они перейдут к внедрению.
Среди них:
Развитие инфраструктуры данных и платформ
Для успешного внедрения ИИ заложены планы по созданию единой федеральной платформы данных. Минцифры в сотрудничестве с крупными компаниями формирует национальный репозиторий датасетов для ИИ.
Цель – обеспечить за 2024–2025 гг. пополнение репозитория востребованными наборами обезличенных данных.
Кроме того, развивается облачная платформа «Гостех», где предусмотрены модули ИИ (например, сервисы распознавания текста, речи, типовые алгоритмы), которыми смогут пользоваться все муниципалитеты и ведомства без разработки с нуля.
К 2025 г. планируется запустить не менее 5 типовых облачных AI-сервисов (распознание документов, биометрическая идентификация, чат-бот и др.) для органов власти.
Кадровые проекты и этические комиссии
В будущее ориентированы планы по созданию межведомственных комиссий по ИИ в регионах (чтобы координировать внедрение на местном уровне). Уже в 2024 г. появились подобные структуры. Например, в Московской области распоряжением Правительства Московской области от 15.03.2024 № 148-РП создана межведомственная комиссия по внедрению ИИ.

С 2025 г. такие комиссии или рабочие группы должны появиться во всех федеральных органах и не менее чем в 50% субъектов РФ, где они будут формировать дорожные карты внедрения ИИ в конкретных сферах (образование, транспорт, городское хозяйство и т.п.).

Также акцент сделан на подготовке госслужащих: в рамках нацпроекта «Кадры для цифровой экономики» вводились обязательные модули обучения основам ИИ для чиновников. По плану данного нацпроекта, до конца 2024 г. не менее 50 тыс. госслужащих должны были пройти курсы повышения квалификации по работе с технологиями ИИ. Не смотря на то, что проект "Кадры для цифровой экономики" завершился в 2024 году, подготовка кадров продолжится в рамках нового национального проекта «Экономика данных». Ожидается, что благодаря этим проектам, к 2030 г. уровень цифровой грамотности управленцев вырастет до 95%.
Контроль и оценка рисков ИИ
В планах Правительства – внедрить процедуры аудита алгоритмов ИИ на предмет безопасности и эффективности перед их применением в государственных функциях. Уже выделено финансирование (8,1 млрд руб.) на разработку методологии анализа ИИ-систем на наличие угроз безопасности государства .

К 2025–2026 гг. появятся регламенты по обязательной сертификации наиболее критичных ИИ-систем, используемых, например, в правоохранительных органах или в управлении инфраструктурой. Это является частью концепции «доверенного ИИ». Предполагается тестировать алгоритмы на устойчивость к внешним воздействиям, ошибки и закладывать механизмы «человеческого контроля» (Human-in-the-loop) во все автоматизированные процессы.
В ближайшие годы ФСТЭК и Роскомнадзор начнут публиковать требования и методики по оценке доверия к ИИ, которые станут обязательными при государственных закупках решений с ИИ.
запись вебинара со страницы ГосТех в ВК

Подведём итог.


Планы на будущее включают массовое расширение сферы применения ИИ: от рутинных помощников (чат-ботов) до систем поддержки принятия государственных решений и прогнозирования. Проекты, которые доказали эффективность в отдельных регионах или ведомствах, будут масштабированы. Появятся новые сферы внедрения – правовая экспертиза, управление кадрами, обеспечение национальной безопасности с помощью ИИ. Одновременно будет усиливаться контроль за рисками и этическими аспектами.


Таким образом, госсектор РФ на пороге 2025–2030 гг. готовится перейти от точечных экспериментов к системному использованию искусственного интеллекта во всех ключевых процессах государственного управления.

Авторы статьи
  • Алексей Несмеянов
    Эксперт по разработке и внедрению нейро-помощников в бизнес-процессы. Архитектор ИИ-агентов.
  • Калина Яркина
    Бизнес-аналитик, маркетолог стратег, эксперт по нейросетям для бизнеса
Обсудить возможности внедрения нейро-помощников
в ваши бизнес-процессы, обучения
топ-менеджеров и команд
или узнать, какие инструменты на базе ИИ сейчас наиболее актуальны для вашей компании, просто напишите нам в Телеграм, чтобы задать все важные для вас вопросы