Сотрудники учатся на стороне:
как хаотичное внедрение ИИ угрожает вашему бизнесу и почему пора запускать корпоративное обучение
Сегодня весь мир говорит о том, как это перспективно и прибыльно - внедрять искусственный интеллект в бизнес. К примеру, предлагаем посмотреть "Глобальные тенденции в области ИИ и корпоративного обучения", где отчетливо видны и мировые, и отечественные намерения серьёзной интеграции ИИ-технологий, в частности, в экономическую сферу стран.

Пока руководители и собственники компаний взвешивают плюсы и минусы включения новых технологий в цепочки бизнес-процессов, многие сотрудники уже активно учатся работать с ИИ-инструментами самостоятельно, посещая внешние курсы и платформы и тестируют их "на своих рабочих местах"

Под ИИ-инструментами, в этой статье, мы будем говорить, преимущественно, о нейросетях и разными интеграциями их в рабочие процессы.

Есть ситуации наоборот, когда руководство запускает инициативу сверху, а сотрудники сопротивляются, саботируют введение нейро-помощников в свои команды. Однако, забегая вперед, именно эта инициатива наиболее результативна.

Конечно, кажется заманчивым, когда сотрудники проявляют инициативу и развивают свои навыки. Но давайте посмотрим на факты, которые пока мало очевидны большинству управленцев: самообучение сотрудников может нанести серьёзный ущерб вашему бизнесу.
Откуда этот тревожный сигнал и зачем сгущать краски?
Перечислим некоторые тревожные "симптомы", которые мы уже отмечаем в ходе общения с управленцами, сотрудники которых активно проходят обучение вне рамок корпоративной культуры и задач компании:
Тревожные "звоночки"
Сотрудники получают знания, которые не подходят для работы
в вашей компании
Они учатся использовать инструменты, которые выглядят круто, но на деле могут быть бесполезны или даже вредны конкретно для вашего бизнеса. Деньги потрачены, а результаты "мимо кассы"
Новые решения сотрудников конфликтуют с уже установленными процессами
Сотрудники начинают самостоятельно внедрять новые инструменты и технологии, не учитывая то, как они сочетаются с уже действующими системами. Особенно убедительные "продают" свои внедрения руководству, которое всё еще далеко от продвинутого использования ИИ-инструментов и принимаются ошибочные ситуативные решения в угоду новшествам, в ущерб эффективности. Это создаёт неразбериху, мешает нормальной работе и тормозит бизнес.
Появляется беспорядок и дублирование решений
Каждый сотрудник пробует свои методы, которые плохо совместимы друг с другом. Получается путаница, никто толком не понимает, как координировать работу, и возникает хаос.
Талантливые сотрудники теряют мотивацию и уходят.
Люди, которые хотят расти и развиваться, не получают поддержки от компании. Более того, руководство, которое само "не в теме" начинает обесценивать работу таких сотрудников. Ведь очевидно же, зачем им платить больше, если за них основную работу делает бездушная машина на базе ИИ? При этом не отдавая себе отчет, что только талантливый специалист может вместе с ИИ достигать колоссальных результатов.
В руках посредственных специалистов любая нейронка - просто мессенджер для бестолкового общения. Качественным сотрудникам становится обидно и некомфортно, и они быстро начинают искать возможности в другом месте, что лишает вас ценных специалистов.

Калина Яркина
Маркетолог стратег, эксперт по нейросетям для бизнеса
Как это отражается на вашем бизнесе
Если компания не озаботится запуском обучения по ИИ-инструментам (нейросетям, в частности), ориентированную на её нужды, это, как нам кажется, может привести к таким последствиям как:
1.Конкуренты недосягаемо вырываются вперед
Они уже формируют команды, способные эффективно использовать нейросети для ускорения роста и повышения прибыли конкретно в их компании. Четко отлеживают KPI по каждому инструменту на базе ИИ, внедренному в определенные бизнес-процессы на каждом этапе. Тестируют на высоких скоростях разные гипотезы, выбирая наиболее результативные и вырываясь вперед. В то время, пока вы только только задумываетесь о необходимости "доверить" ИИ-помощникам типовые рутинные задачи.

Скорости, с которыми развиваются и усовершенствуются нейросети непостижимо высокие. Вместе с ними на высокие скорости выходят все, кто включается в процесс "приручения" и внедрения в свой бизнес на ранних стадиях.
2. Ценные кадры уходят, образуя непоправимую брешь в ресурсах вашего бизнеса
Ваши талантливые сотрудники первыми начинают осваивать инструменты на базе ИИ и быстро выходят на другой уровень профессионализма. Те, кто остаётся позади, вынуждены бороться за право оставаться полезными и востребованными. Ведь развитие искусственного интеллекта идёт стремительно, и вслед за ним меняется мышление, компетенции и управленческие модели сотрудников.

В то время, как один качественный оператор ИИ-помощников (сотрудник, который управляет нейро-помощниками) способен заменить 5 человек в команде с высокой эффективностью за всех шестерых на 97%, вам придется продолжать мотивировать 5 сотрудников общей эффективностью по 0,5% на каждого.
3. Инвестиции в технологии оказываются напрасными
Без чёткого понимания бизнес-задач и соответствия внутренним процессам внедрение ИИ принесёт минимальные выгоды или вовсе окажется пустой тратой денег. На выходе разочарование и желание вернутся к "старым" временам, без намека на современные сверхтехнологии
Жизненная ситуация
Один крупный сервисный центр столкнулся с ситуацией, когда несколько сотрудников начали внедрять нейро-помощников и автоматизацию без согласования с руководством.
В результате:
  • Автоматизация оказалась несовместимой с существующими системами обслуживания клиентов
    Обновлённые модули оказались неспособны качественно интегрироваться с CRM-системой компании
  • Возникли сбои в работе и задержки в выполнении заказов
    Что стало причиной волны негативных отзывов и рекламаций
  • Руководство потеряло доверие к инициативам сотрудников
    и начало воспринимать подобные эксперименты как угрозу стабильности.
Проблемы - как точка роста ...
Переосмыслив сложившуюся ситуацию, взвесив все плюсы и перспективы ускорения в рабочих процессах от внедрения инструментов на базе ИИ при правильном подходе в бизнес, руководство приняло решение провести комплексное корпоративное обучение команды по работе с нейросетями и сервисами их интеграции в процессы компании.
В итоге:
✔︎ Сотрудникам дали комплексные знания по необходимым этапам включения нейро-помощников для решения конкретных задач, с учетом элементов системы бизнес-процессов, адаптированные под нужды компании
✔︎ Были созданы прозрачные процессы внедрения новых решений
✔︎ Уровень вовлеченности сотрудников вырос, снизилось общая напряженность в команде
Чек-лист на подумать, в качестве итога:
Запускайте внутреннее корпоративное обучение по ИИ-возможностям
Ваша программа должна учитывать специфику вашей отрасли, задачи и корпоративную культуру.
Вовлекайте не только IT-специалистов, но и другие подразделения: маркетинг, продажи, управление
ИИ — это не только про технологии, это про нейросети под конкретные задачи, система ИИ-ассистентов под конкретный отдел и комплекс ИИ-решений под всю компанию целиком.
Назначьте внутренних амбассадоров внедрения и поддержания ИИ-ассистентов
Найдите сотрудников, готовых продвигать идеи и помогать коллегам интегрировать новые инструменты, чтобы работа с ними вошла в привычку и стала обыденным делом для команды.
Постоянно обновляйте и адаптируйте программы обучения
Технология развивается стремительно, значит, обучение должно быть гибким и актуальным.
Какие результаты вас ждут?
  • Более высокая эффективность ваших бизнес-процессов
  • Повышенная вовлечённость сотрудников и удержание лучших специалистов.
  • Быстрая и уверенная интеграция ИИ-решений, способствующих росту и развитию компании
  • Конкурентные преимущества перед теми, кто продолжает сомневаться.
Авторы статьи
  • Алексей Несмеянов
    Эксперт по разработке и внедрению нейро-помощников в бизнес-процессы
  • Калина Яркина
    Бизнес-аналитик, маркетолог стратег, эксперт по нейросетям
Обсудить возможности внедрения нейро-помощников
в ваши бизнес-процессы, обучения
топ-менеджеров и команд
или узнать, какие инструменты на базе ИИ сейчас наиболее актуальны для вашей компании, просто напишите нам в Телеграм, чтобы задать все важные для вас вопросы
Made on
Tilda